Филологический анализ настоящего.
Попытка приложения теории Жане.

О книге. Оглавление.
Экскурсия "Прошлое-настоящее"
Переводы
Ресурсы
Об авторе

Это небольшое приложение обращено к обозначенной Жане связке памяти, рассказа, действия и времени. Междисциплинарность исследования была существенной характеристикой научных построений Жане. Мы не раз говорили о трех линиях – философской, психиатрической и психологической в его творчестве. Жане также апеллировал к лингвистическим, этнографическим источникам. При рассмотрении проблемы памяти и времени перспективен психолого-филологический анализ, к которому мы и прибегнем. Память и время, по Жане, связаны с языком. Поэтому интересными представляются те возможности, которые нашли отражение в языке как форме повествования. Здесь перед нами выступает целый комплекс проблем, касающихся времени рассказывания, взаимосвязей реального и литературного времени, а также богатство форм временной организации в разных типах литературных произведений.

Сделаем одно предварительное замечание: проблема памяти и языка будет неполной без хотя бы краткого упоминания бесписьменных культур. Они характеризуются иным устройством памяти: роль письменности в них выполняют мнемонические символы – природные и созданные человеком: «идолы, курганы, архитектурные сооружения – и ритуалы, в которые эти урочища и святилища включены». Связанные с ритуалом действия «сохраняют для коллектива память о тех поступках, представлениях и эмоциях, которые соответствуют данной ситуации» [Лотман, 1996, с. 347]. Платоновский Сократ удрученно размышляет о письменности и связанных с ней изменениях: «В «Федре» царь говорит Тевту о письменах: «В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость» [цит.: Лотман, 1996, с. 353]. Письменный текст не является единственным средством памяти. Человек разработал целые мнемонические системы, например, локусная, память места [Ф. Йейтс, 1997]. Но со временем, с определенными событиями, происходящими в культуре, ведущая система опосредствования изменилась: «то, что библейский бог в договоре с Ноем заветом поставил радугу, а Моисею дал письменные скрижали, отчетливо символизирует смену типологической ориентации на разные виды памяти» [Лотман, 1996, с. 354]. Печатное слово оказывается проще и удобнее для современного человека. Другой тип мнемотехнических средств и условия, в которые эти средства включены, приводят к иному восприятию времени. Трансформации, переживаемые восприятием времени, включены в картину мира и вовлекает выработанные культурные средства. Развитие письменности, по Жане, в первую очередь связано с развитием памяти [Janet, 1936]. Вне письменности развились бы, вероятно, иные формы памяти и, как следствие, иное восприятие времени.

Передача времени в литературном произведении имеет свои особенности:

  • Время связано с действием и передается через действие. Например, время былины определяется подвигами богатыря, время лирической песни сосредоточено на выполняемом действии. Д.С. Лихачев подчеркивал, что время в художественном произведении определяется не столько календарными отсчетами, сколько соотнесенностью событий. Где нет событий – нет и времени (в описании статических явлений (пейзаж, портрет)). Исходя из возможности выделения временных и вневременных формам в художественном произведении, можно выдвинуть эту гипотезу и относительно времени в реальной жизни. Характеристика вневременности отражает, по Жане, в частности, отсутствие воспринимаемого изменения, невозможность выделения начала, продолжения, окончания действия. Охват «области» вневременности варьирует от эпохи к эпохе. Психологические исследования показали, что и восприятие времени в реальной жизни зависит от насыщенности временного промежутка событиями, действиями, а также их эмоциональной напряженностью, от возможности интеграции событий, происходящих симультанно [Hoerl С., 1998]. Связь времени и действия ярко предстает в аграрной культуре, где время определялось, прежде всего, природными ритмами, а скорее, действиями, с которыми они были связаны. Так, лето у скандинавов обозначалось как время «между плугом и скирдованием» [Гуревич, с. 87].

  • Действие и его структура: огромное значение имеет столь простое, базисное членение на начало, продолжение и завершение. «Новое осознание времени опирается на три определяющих момента – начало, кульминацию и завершение жизни рода человеческого» [Гуревич, с. 99]. Это деление, можно предположить, является базисным для многих феноменов Нового времени. Важно, «откуда» ведется рассказ (понятие точки зрения, голоса), и как он ориентирован, замкнут ли он в одном действии или открыт для других. Время былины, сказки замкнуто на сюжете и направлено на вымышленное событие, время обряда обращено к «столбовому» событию. В современной европейской культуре этот фактор организован иначе, хотя он вариативен и сейчас. Невропат живет в прошлом, предвосхищаемом будущем или в вымышленных событиях. «Столбовое» событие в прошлом характерно и для случаев травматического расстройства. Изменяются акценты – действительность блекнет перед «столбовым» событием, приобретающим бoльшую реальность. Со степенью реальности события связан и темпоральный аспект его восприятия. Если миф ориентирован на вечно существующие “первые” события, средневековое повествование – на события, ослабляющие роль первых деяний, то «историческое повествование – на конец текста. “Чем кончилось?” – в равной мере характеризует наше восприятие исторического события и романного текста» [Лотман, с. 333-339].

  • Одной из форм передачи времени в языке является грамматика. Конвенциональный характер грамматического времени выражается, в частности, в зависимости используемого грамматического времени от жанровых характеристик. Существует множество конвенциональных приемов, расхождений грамматического времени и изображаемого. (дополнит. комментарий 10)

  • Помимо грамматических особенностей, важную роль играют лексических характеристики отражения времени. А.Х. Аскарова выделяет 5 временных микрополей: единицы, обозначающие чувственно воспринимаемые ритмы и образующие антонимические пары, например, зима-лето; возраст человека; определенные отрезки времени, безотносительные к какого-либо моменту; обобщающие отрезки времени, не содержащие точного указания границы временного отрезка: время, вечность, период; единицы, отражающие временную характеристику событий в соответствии с текущим моментом: прошлое, настоящее [Стальмахова, с. 13].

  • «С чувством времени связано и чувство истории» [Лихачев, с. 14-15]. «Время в человеческой истории присутствует как процесс памяти» [Заклинский, с. 100]. История – память времени. Лотман говорит о пространстве общей памяти в каждой культуре, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и актуализироваться, и о его границах, определяющих как то, что следует помнить (часто через рассказ), так и то о чем следует умалчивать и предавать забвению (либо формируя след памяти на подобие мнестической фиксации, либо вовсе утрачивая, так что потом повторяются те же ошибки, «те же» события, которые ранее не были ассимилированы, из которых не был извлечен опыт). Группа под руководством П. Нора издала книгу «Места памяти» (1984), в которой проводится мысль о дискретности истории, о ее существовании в форме отдельных мест, поскольку историческая память не сохранила нам общей непрерывности картины истории. Память представляет собой «инструмент мышления в настоящем, хотя ее содержанием является прошлое. В свете трансформированного настоящего и прошлое меняет свой облик [Лотман, с.384-385]. Можно предположить, что это верно не только в отношении мировой, но и личной истории, автобиографии.

  • Следующий момент касается эволюции времени. Художественное время для древних авторов зависело от сюжета. «В средние века изображение часто соединяло разновременные действия, стремилось передать течение времени: убийца замахивается мечом, а у казнимого уже отрублена голова. Каждый персонаж … показывается в своем «основном» положении»» [Лихачев, с.74]. Кроме того, время охватывало гораздо более узкий круг явлений, чем сейчас. Художественное время в современной литературе получает все больше степеней свободы, создает целостную концепцию времени, также отвечающую замыслам произведения. Анализируя темпоральную организацию «Мисс Далловэй» (В. Вулф), П. Рикер замечает: «искусство вымысла состоит в том, чтобы соткать вместе мир действия и мир интроспекции, смешать восприятие повседневности и восприятие внутреннего мира. Рассказчик получает способ переходить от одного потока сознания к другому, заставляя своих персонажей встречаться в одних и тех же местах, слушать те же звуки, присутствовать при одних и тех же событиях» [Рикер, с. 111-112]. Эволюция влияния сюжета на темпоральную структуру произведения – один из интереснейших аспектов.

    Для различных литературных жанров характерно свое особое отображение времени. «Лирика, которая представляет якобы актуальное переживание, и драма, разыгрывающаяся на глазах зрителей, показывающая происшествие в момент его свершения, используют обычно настоящее время, тогда как эпика в основном – рассказ о том, что прошло, а следовательно, в прошедшем времени. Время, изображенное в произведении, имеет границы протяжения, которые могут быть более или менее определенными и обозначенными или не обозначенными по отношению к историческому времени” [Sierotwinski, p. 214]. Разные жанры по-разному организуют время. Рассмотрим этот тезис на примере настоящего. Обратимся к некоторым литературным формам, где настоящее время играет ведущую роль.
    - народная лирическая песня поет о том, действиях, думах, мыслях поющего. Настоящее время ее всегда относится ко времени исполнения. Эта «повторяемость» настоящего времени связана с тем, что время народной лирической песни замкнуто – оно заключено в сюжете и сюжетом исчерпывается [Лихачев, с. 19-20].
    - Другой литературной формой, где настоящее время ведет повествование, является обрядовая поэзия. «Основное в обряде – это то, что совершается сейчас, в присутствии многих людей, по поводу события, хотя бы даже и совершившегося в прошлом, как, например, смерть, но последствиями своими вошедшего в настоящий момент. Текст причитаний принципиально неповторим. Это эмоциональный отклик на настоящее. В плаче есть и рассказ: рассказ о том, как случилось то, что происходит и что произойдет в будущем в результате случившегося» [Лихачев, с. 34]. Это важное социальное явление. Ведь поминание и памятование составляют «сокровенную суть человеческого горя», «призванного не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память», ведут к примирению прошлого с настоящим [Василюк, 2001, с. 20]. «Ритуальный плач не разжалобить нас хочет, но создает в нас структуру памяти» [Мамардашвили;1997, с. 6].
    - Церковные праздники – это не только память о событиях священной истории. События вновь и вновь совершаются ежегодно в одно и то же время. Они не исчезли, они существуют в вечном мире и продолжают существовать во временном, повторяясь в христианском календаре» [Лихачев, с. 66]. Настоящее время праздничной проповеди обусловлено тем, что событие, которому она посвящена, как бы повторяется в момент ее произнесения», но оно также имеет аспект вечности в отличие от языческого ритуала» [там же, с. 71]. «Cуть тайны … заключена в вневременном настоящем. В этом состоит смысл обрядов и праздника. Каждое рождество заново родится на свет младенец-спаситель, которому суждено страдать, умереть и воскреснуть» [Т. Манн, с. 47]. В мифе «прошлое вновь и вновь возвращается, делаясь реальным содержанием настоящего» [Гуревич, 90].
    - В историческом повествовании XVI и XVII вв. все чаще начинает употребляться грамматическое настоящее время. Роль грамматического настоящего как бы усиливается в стиле исторического произведения. Историческое изображение стремится к усилению описательных моментов, к передаче темпов событий, их реального времени, создании иллюзии присутствия читателя при событии. Грамматическое настоящее время не переносит историческое произведение в настоящее, но замедляет прошлое. Время начинает ощущаться в своей длительности.
    - Театральное настоящее время – это настоящее время представления, совершающегося перед глазами зрителей. Это создание подлинной иллюзии настоящего, при которой актер сливается с представляемым им лицом так же, как сливается с изображаемое на театре время с временем находящихся в зале зрителей [Лихачев, с. 84].
    - Очерк с его настоящим временем сыграл в русской литературе роль школы приемам типизации и пониманию художественного времени. Явления описывались в настоящем времени. Обобщения явления сводились прежде всего к утверждению его неизменяемости во времени, длительности, многократной повторяемости [там же, с. 93-94].
    - Недавней литературной формой является рассказ. Его суть, с точки зрения Майка Трасслера [Trussler, 1996], – субъективный временной опыт, в котором приоритет принадлежит единичному событию, автономности и значимости момента; рассказ расширяет момент, ограничивая контекстное поле. Рассказ явно или неявно предполагает гипотетическое продолжение, которое читатель производит на свой страх и риск. Меньшая длительность, большая неопределенность, нацеленность на раскрытие отдельного переживания, события являются характерными чертами рассказа.

    Литературные формы и особенности настоящего времени.
    Тип произведенияОсобенности действия, с которыми связан о время + особенности рассказа Особенности настоящего
    Лирическая песня Действие происходит в момент исполнения песни; слово здесь переплетено с действием и определяется им. Действие не уникально; повествование ведется о том, что совершается часто.1) замкнутость 2) повторяемость
    Обрядовая песня Действие, совершаемое в настоящем, может происходить и по поводу прошлого или будущего. Песня отражает эмоциональную реакцию на настоящее. Элемент импровизационности. 1) Прошлое и будущее подчинены настоящему. 2) Замкнутость и ограниченность сюжетом
    Праздники, ритуалы Событие вневременно; оно повторяется в момент празднования, оно всегда в настоящем Настоящее= вневременное
    Историческое повествование 1) Действия не фиксируется, но реконструируется. Не хроника, но изображение. 2) рассказ стремится передать темпы событий, их реальное время. 3)координация разных темпоральных линий. Единое, согласующиеся время для всех сюжетных линий (такое согласование и образование общего временного пространства происходит в 16-17вв (в России))Функция настоящего – изобразительное замедление действия; время начинает ощущаться в своей длительности
    Театр Художественное, искусственное действие. Игра со степенью реальности действия. Понимание вымышленности плана пьесы, но переживание как настоящего. Удвоение темпоральной системы; создание иллюзии настоящего
    рассказ Приоритет принадлежит единичному интегрированному событию, рассказ сконцентрирован на нем и действиях, переживаниях с ним связанных, но здесь мы сталкиваемся скорее не с замкнутостью, свойственной ранним формам, но с неопределенностью и открытостью границ действия. Возрастание значимости актуального настоящего как уникального переживания в структуре опыта.

    Итак, настоящее время, использующееся в литературном произведении, имеет свои разноплановые функции и зависит от задач жанра, системы действий, событий и контекста появления. В эволюции литературных форм можно наблюдать переход от использования настоящего времени для повторяющихся, обыденных событий к отражению средствами настоящего уникальности актуального переживания.

    Время – особое «психологическое изобретение», конструируемое культурными средствами. Оно – и ткань на станке богов, где норны обрезают нити ее – человеческие жизни», и «цепь человеческих поколений», и длина пути (число дней плавания или передвижения) и многое другое. Это понятие зависит от всего пространства культуры. От того, каковы эти культурные средства и как они используются, зависит и переживание времени. Существует множество временных форм, которые мы находим в литературных произведениях. По аналогии можно сказать, что историческое, а также психологическое время также разнообразно и является результатом активного конструирования в зависимости от общей структуры опыта (по аналогии с формой литературного произведения, где сам жанр предполагает некоторые аспекты временной организации). Есть ли такие формообразующие моменты в отношении психологического времени? Наверное, да. Так, Жане говорил о разных формах понятия длительности в зависимости от эволюционной ступени, от соотношения действия (и типа этого действия) и рассказа, конституирующего память. Он также подчеркивал, что появление всех этих форм памяти связано с социальным запросом. Время, по Жане, неотъемлемым образом связано с памятью, но и этим утверждением «мы делаем всего-навсего сделаем шаг к следующей правде и остановимся только на одну кулису, только на одну путаницу дальше» [Манн, 50]. Память – язык – действие в пространстве культуры – необходимые элементы для понимания проблемы времени в общем и настоящего в частности.


    Федунина Наталия Юрьевна, 2006. nataliafedunina@yahoo.com
  • Hosted by uCoz