Французская психология. Лица и даты.

О книге. Оглавление.
Экскурсия "Прошлое-настоящее"
Переводы
Ресурсы
Об авторе

ЛИЦА

Идеологи
Месмер
Пюисегюр
Филипп Пинель
Мэн де Биран
Виктор Кузен
А.-О. Льебо
Поль Жане
Ж.-М. Шарко
Ипполит Бернгейм
Ипполит Тэн

Теодюль Рибо
Габриель Тард
Ле Бон
Анри Бергсон
Альфред Бине
Жорж Дюма
Эдуард Тулуз
Шарль Блондель
Анри Пьерон
Поль Гийом

Идеологи (де Траси, Кабанис, Пьер Ларомигьер). Идеология – наука об идеях, философское движение, отталкивающееся от сенсуализма Кондильяка и избравшее своим методом анализ идей и ощущений. Метод идеологов заключался разложении элементов нашего познания на составляющие, на элементы и вывлении связей между ними. Идеологи ставили перед собой значительные задачи, связанные с построением наук о человеке по модели математики и физики, создании философии науки, и даже новой метафизики, которая бы имели более основательную опору в знании феноменов и их законов. Они говорили о наблюдении и опыте как методе философии науки. К идеологам можно отнести таких мыслителей, как Пинель, Эскироль, Биша, Ламарк, однако оплот идеологов представляют Кабанис, Дестют де Траси и Ларомигьер. П.-Ж.-Ж. Кабанис (1757-1808) считал медицину частью наук о человеке, антропологии и полагал, что она включает и телесную и моральную (психологическую) составляющую и должна исследовать отношения между ними. А.-Л.-К. Дестютт де Траси (1754-1836) считал, что идеология, чтобы стать независимой и полноценной дисциплиной, должна опираться на физиологию и патологию, на исследования животных и детей. Ранние работы Мэн де Бирана обнаруживают большое влияние идеологов. Пьер Ларомигьер (1756-1837). Внимание, сравнение и размышление преображают ощущения в идеи, которые преображают человека из чисто страдательного, ощущающего существа в существо разумное, мыслящее. Однако зародыш всех наших идей - в ощущениях. Не существует врожденных идей, поскольку все наши ощущения берут начало в опыте. Но все же душа человека - не табула раса, но обладает изначальной силой, активностью.      В начало

Ф.-А. Месмер (1734-1815). Создатель животного магнетизма. Приехав из Вены в 1778, он обосновался в Париже и получил такую известность, что был удостоен аудиенции Луи XVI.      В начало

А. М.-Ж. де Шастене, маркиз Пюисегюр (1751-1825). Именно ему приписывается открытие искусственного сомнамбулизма. Он с одной стороны, подчеркивал влияние воли терапевта на больного, а с другой, говорил об особом состоянии сомнамбулического сна, вызванного особыми пассами врача.      В начало

Филипп Пинель (1745-1826). Распространяет в Париже методы морального лечения.      В начало

Мэн де Бирана (1766-1824). Только “20 лет спустя после смерти философа изрядная доля его рукописного наследия была обнаружена в замке Гартлу. Кроме того, часть рукописей была безвозвратно утеряна вскоре после смерти философа в 1824 году. Один из доманих слуг отнес целую корзину рукописей бакалейщику, поскольку счел их “бумажным хламом”. Бакалейщик использовал их как обертку при выдаче товаров покупателям”(Кротов, 15). Трудно переоценить влияние этого философа на П.Жане. Выделяют три периода в развитии идей Мэн де Бирана: философия ощущения (1794-1804), воли (1804-1818) и духа или религии (1818-1824). Первый период ознаменован сенсуалистической трактовкой познавательных процессов. Биран ратовал за союз идеологии и физиологии. Другим важным шагом Бирана было разделение пассивных и активных элементов опыта. Активность выступала прежде всего как активность индивида, приводящего свое тело в движение. Критерием различения пассивного и активного было чувство «я». На втором этапе активность, основа опыта, определялась Бираном через волевое усилие. Биран выделял в каждом акте воли две стороны: совершение выбора и перевод из возможности в действительность. Чувство усилия связано с чувством сопротивления, испытываемым прежде телом. Самосознание и знание о собственном теле даны человеку одновременно [Кротов, 75]. Субъект знает себя не извне, но изнутри, путем рефлексии, "внутреннего зрения". Третий период был связан с исследованием сущности религии и морали. Человек – главный предмет философии. Человек соединяет в себе три природы. Это «жизнь» животная, человеческая (сознательная) и духовная (мистическая). Животная жизнь, сфера аффектов и бессознательных влечений, связана с ощущениями удовольствия и боли. Сознательная «жизнь» конституируется волей и мышлением. Посредством духовной жизни человек способен достичь единения с Богом, познать высшие моральные и религиозные истины. Выделим некоторые положения философии Мэн де Бирана, важные для нашего понимания истоков представлений Жане о подсознательном. I. Существуют явления, которые нельзя отнести ни к физическим, ни к душевным. Они тесно связаны с состоянием организма, с одной стороны, и представляют материал, задающие тон сознательной жизни, с другой. Эти явления также определяют настрой, согласно с которым мир воспринимается как плохой или хороший, вызывают в нас позитивное или негативное самоощущение, играют определенную роль в появлении той или иной мысли, желания. Понятия и привычки, сформированные в активной жизни, могут впоследствии входить в структуру пассивной жизни. II. Одним из самых существенных вопросов Бирана являлась проблема происхождения сознания, того, как наше «я» приобретает чувство своей реальности? Сознание не врождено, но обусловливается свободным усилием воли, представляет собой синтетический акт. Между степенями усилия и степенями сознания существует параллелизм: с ослаблением активности ослабевает и сознание. Биран выделял четыре ступени, которые проходит сознание: 1) аффективная (пока еще не началась жизнь сознания, у нас существуют лишь некоторые смутные, неотчетливые впечатления); 2) сенситивная (когда аффективные впечатления сливаются в одно общее, еще смутное чувство нашего индивидуального существования; развивается нечто в роде «автоматической игры способностей и сил души»: пробуждаются память, внимание, способность сравнения, воображения. Но «я» не управляет этими психическими процессами); 3) Когда наше «я» начинает группировать и направлять процессы сообразно своим целям, появляется новая группа фактов – восприятия. Начинается деятельность активных способностей, хотя «я» в значительной мере остается подчиненным внешним объектам. 4) рефлективная – группа фактов и состояний, в которых наша активность проявляется в наивысшей степени. На этой ступени «я» четко отличает себя от всех своих состояний, как производящую их причину, единую и само тождественную. Эти факты неразрывно связаны с рефлексией, источником и принципом которой является свободное усилие воли. III. В поздних работах Биран опирался на представлении о различении внутреннего и внешнего человека. С одной стороны, существует "я" постоянное, (в состоянии бодрствования), а с другой стороны, другое «я», обладающее отличной системой, полностью внутренней. Это определило его особое внимание к феноменам магнетизма и сомнамбулизма. Во сне и сомнамбулизме второе «я» игнорирует первое «я», а при бодрствовании ситуация оборачивается. Состояние сомнамбулизма отличается от сна. В то время как во время нормального сна «душа» пребывает в пассивном состоянии, при котором не имеет ни центральной точки, в которую сходятся цепочки идей, ни времени, ни размышляющей личности, то в сомнамбулизме она может инициировать действия и активно организует идеи. (подробнее см. Voutsinas, 1960). Впоследствии французские спиритуалисты сконцентрировали свое внимание на неясном восприятии, в котором утраченным оказывалось чувство «я», об этих состояниях много писал и ранний Жане.      В начало

Виктор Кузен (1792-1867). Основатель спиитуалистического эклектизма, Кузен , преподавал на отделении словесности в Сорбонне, а одно время даже был министром образования Франции [Ribot, 1877/2000, с.107; Тэн, 1896], что дало ему возможность придать эклектизму статус официальной доктрины. Несмотря на то, что революция 1848 года нанесла серьезный удар по эклектизму, и даже философское образование как таковое было на время упразднено (до 1863г.), эклектизм оставался официальной академической философией, когда получал образование П. Жане (профессура Эколь Нормаль, Сорбонны, члены Академии моральных и политических наук были в основном представителями ортодоксальной философии).      В начало

Амброаз-Огюст Льебо (1823-1904). Изучает медицину в Страсбурге, где и защищает диссертацию по животному магнетизму. Если для Брейда (1843) гипноз, внушение имело исключительно экспериментальный статус, то Льебо придает ему терапевтическое значение. Льебо посеяется в Нанси и создает "клинику" в пристройке примыкающим к своему дому. В 1882 ее посещает И.Бернгейм.      В начало

Поль Жане (1823-1899), дядя Пьера Жане, философ, профессор Сорбонны, был учеником Виктора Кузена, которому посвятил книгу «Виктор Кузен и его творчество» (1885). Он описывал эклектическую философию в книге «Мораль» (1885) и критиковал материализм в «Конечных целях» (1877). Вместе с G. Seailles он написал учебник по философии, долгое время остававшийся классическим «История философии. Проблемы и школы» (1887). Со многими его работами можно ознакомиться на сайте Bibliotheque de France.      В начало

Ж.-М. Шарко (1825-1893) ввел новую медицинскую практику публичного представления случая больного на своих знаменитых четвергах. Вторники отводились для консультаций мужчин и женщин, не лежащих в Сальпетриере, и были открыты лишь небольшому числу врачей. Четверги же собирали самую разную публику, от верных последователей до простых любителей зрелищ. Жане откажется от практики такого публичного обследования.      В начало

Ипполит Бернгейм (1840-1919). Учился медицине в Страсбурге, где и защитил диссертацию. Профессор медицинского факультета университета Нанси. Заинтересовавшись исследованиями Льебо, начинает в начале 1880-х вместе с некоторыми коллегами (в числе которых Бонис, ставший впоследствии руководителем лаборатории в Сорбонне) изучение внушения и гипнотизма. Бернгейм определяет внушение как акт, посредством которого идея входит в мозг и принимается им. Психотерапия для него связывается именно с лечением внушением. Бернхейм увлекся исследованиями гипнотизма после знакомства с экспериментами А. Льебо, считавшего гипнотическим фактором не физическое воздействие, а психологический процесс, идею, словесное внушение. Бернхейм воспринял работы Льебо и особую роль отводил именно процессам внушения среди гипнотических феноменов. Он обращал особое внимание на исследование психо-динамического процесса, который заключался в тенденции идеи воплотиться в действии. Внушение он сводил к нервным механизмам, что обеспечивало большую научность исследований, «приводило в соответствие с законами биологии и психологии» [Шерток, 85]. Бернхейм не считал гипноз болезненным состоянием, и полагал, что он, может быть вызван у большинства людей.      В начало

Ипполит Тэн (1828-1893). Один из наиболее знаменитых мыслителей XIXв, философ, историк, литературный критик и искуствовед, психолог, писатель. Он считал, что психология должна стать наукой о фактах, но не ограничиваться данными сознания. Единичные и исключительные случаи должны быть в центре внимания психологии, поскольку именно они являются микроскопами и телескопами психолога, позволяющими наиболее явно увидеть механизмы и феномены скрытые в других случаях. Верный принципам английского ассоцианизма и атомизма, Тэн стремится выделить простейшие элементы сложных феноменов, а затем переходит от анализа к синтезу - от элементарного и исключительного к общему и универсальному.      В начало

Теодюль Рибо (1839-1916). Работы Рибо были среди основных влияний на научное творчество Жане. Его идеи нашли свое отражение и в работах Жане, в его гипотезе об общей чувствительности, в значении, придаваемом процессам памяти и их роли в эволюции личности – проблеме, стоявшей в центре его внимания как в первых трудах, так и в более поздних. Т. Рибо определял личность как «результат двух основных факторов – устройства тела с выражающими его стремлениями и чувствами и памяти. Если этот первый фактор изменен, то происходит временное разложение настолько глубоко, что и в органических основах памяти оно вызывает своего рода паралич и делает их неспособными к восстановлению, тогда наступает полный распад личности: прошлого больше нет, существует лишь другое настоящее. Тогда появляется новое «Я», не помнящее первого» (Рибо, 2000, 64).      В начало

Габриел Тард (1843-1904). Известен публикациями в самых разных областях: поэзии, криминологии, психологии, социологии, философии, эстетики, научной фантастики, экономике, графологии. Вышедшая в 1890г. книга "Законы имитации" подтвердила его известность как психолога и социолога. С его точки зрения, общество основывается не на равностороннем договоре, как то полагал Руссо, но на психологических отношениях неравенства, где моделью является внушение и родительский авторитет.      В начало

Ле Бон (1841-1931). Успех психология толпы был связан как с социальными страхами, будоражившими общество, так и в первую очередь популяризаторским талантом Ле Бона. Он говорил о себе как об основателе не только психологии криминальной толпы, но и психологии толпы в общем.      В начало

Анри Бергсон (1859-1941). Как и большинство философов своего времени, ранний Бергсон увлекается гипнотизмом. В 1889 защищает диссертацию "L'essai sur les donnees immediates de la conscience", в которой представляет критику научной психологии, ассоцианизма и детерминизма. КОнцепция интуиции. Реальная человеческая жизнь обладает длительностью.      В начало

Альфред Бине (1857-1911). Бине начал свой путь в психологии в 1882 в Сальпетриере, проводя вместе с врачем Шарлем Фере (1852-1907) исследования по гипнотизму, с которым он пишет работу "Животный магнетизм", вышедшую в 1887. В 1889 создается лаборатория физиологической психологии в Сорбонне, где Бине проводит исследованияпо физиологической психологии, а в 1894 сменяет Бониса на посту ее руководителя. В 1896 он публикует в L'Annee psychologique в соваторстве с Виктором Анри статью "La psychologie individuelle", в которой излагает программу того, что позже получит название дифференциальной психологии. Бине выражает сожаление, что изучение индивидуальных различий центрировано в основном на элементарных процессах, сенсорных и моторных, тогда как индивидуальные различия куда важнее в случае высших процессов. В 1903г. выходит его книга "Экспериментальное исследование интеллекта", основанное на наблюдениях за двумя дочерьми ученого, Мадлен и Алис. Экспериментальный метод, использующийся в исследовании, - систематическая интроспекция. Одним из выводов было открытие безобразного мышления (феномен, о котором впоследствии говорила вюрцбургская школа). В 1904 министерство образования создает специальную комиссию, призванную выявлять умственно отсталых детей и принимать решение о возможности их обучения в специальной школе. Бине входил в эту комиссию. Он вместе с Симоном разработал для этих целей средство "дифференциальной диагностики". Бине предпочитал лабораторным исследованиям работу в полевых условиях, в школах или дома. Известность Бине принесла именно шкала, но она - лишь одна из областей изучения индивидуальных различий, столь интересовавших Бине (Carroy et al., 2006).      В начало

Жорж Дюма (1866-1946). Дюма всю жизнь считал себя духовным сыном и наследником Рибо и посвящал ему все свои книги. Он получает философское и медицинское образование. Дюма становится восприемником Жане в курсе по экспериментальной психологии в Сорбонне, а также создает с последним Французское Общество психологии (1901) и Журнал нормальной и патологической психологии (1904). Под влиянием Рибо, публикующим в это время работы по психологии аффективности, Дюма обращается к психологии эмоций. Во время Первой мировой войны Дюма работает как психиатр и впоследствии собирает многие свои наблюдения в "Troubles mentaux et troubles nerveux de guerre" (1919). Он связывает многие психологические трудности, возникающие на поле боя, с конституциональной предрасположенностью. Дюма создает первые психологические лаборатории в Бразилии, а также Институт университета Парижа в Буэнос-Айресе.      В начало

Эдуард Тулуз (1865-1947). На протяжении всей своей карьеры Тулуз оказывался на границы науки и ее популяризации, на передовой, на той кромке, полосе прибоя, где наука подходит к жизни. Как наука может служить реальной жизни конкретного человека? В 1922 Тулуз создает в больнице Святой Анны первую открытую психиатрическую службу, больницу Henri-Rousselle, а также Лигу психической гигиены, Общество профилактики криминальности, Общество сексологии, участвует в Обществе евгеники. Такая работа требует сочетания в себе таланта практика, исследователя, журналиста.      В начало

Шарль Блондель (1876-1939). Философ и психиатр, Блондель формируется как мыслитель под влиянием философии Бергсона и социологии Дюркгейма. Он первый воспринимает и распространяет концепцию Крепелина. В 1914 защищает диссертацию по философии "La conscience morbide. Essai de psychopathologie generale". Блондель исследует связи между психологическим и социальным. В 1928 выходит его книга "Введение в коллективную психологию". С его точки зрения, коллективная психология должна стать не отраслью, но центром психологии как таковой. В 1924 публикует памфлет "Психоанализ".      В начало

Анри Пьерон (1881-1964). К моменту защиты диссертации "Физиологическая проблема сна" в 1912 Пьерон уже успевает обубликовать 154 статьи и заметки, поработать с Жане, Бине, Тулузом, Вашидом. И в дальнейшем его продуктивность остается столь же невероятной. Основные его научные интересы были связаны с психологией животных и психофизиологией. В Первую мировую он обращается к нейропсихиатрии и изучает мозговые травмы и военные синдромы. Во Вторую мировую он возглавляет службу психофизиологии и отбора на аэродроме Merignac. А чтобы лучше понять, какие качества необходимы пилоту, он учится управлять самолетом. Он также внес большой вклад в формирование психологической профессии. Так, в 1920 он создает Институт психологии в Сорбонне, в 1928 участвует в создании Института профориентации, в 1923 помогает А.Валлону получить лабораторию детской психологии, с 1949 по 1959 под его руководством выходят 7 томов по прикладной психологии, не говоря уже о членстве в многочисленных научных обществах Франции и зарубежья.      В начало

Поль Гийом (1878-1962). Гийом переводит Келера и популяризирует гештальттеорию во Франции. В 1925 защищает диссертацию "Имитация у детей" ("L'imitation chez l'enfant"). В 1931 пишет совместно с George-Henri Luquet учебник по философии, а в 1943 выходит в свет его учебник по психологии, переиздававшийся в период до 1974 14 раз. Гийом сыграл основную роль в создании национальной лицензии по психологии в 1947.      В начало

ДАТЫ

Эта хронология получилась несколько жане-центричная, что обусловлено тематикой сайта. В ее составлении я опиралась на "Histoire de la psychologie en France" Carroy, Ohayon, Plas (2006), "Histoire de la psychologie francaise" Nicolas (2002), "Psychologie et psychoanalyse en France" Ohayon (1999, 2006).

1859 Рождение Жане.

1870 Публикация книг Тэна "Об интеллекте" и Рибо "Современная английская психология"

1876 Создание Рибо журнала Revue philosophique (около 30 лет основной журнал в области наук о человеке).

1879 Публикация книги Рибо "Современная немецкая психология"

1881 Выходит книга Рибо "Болезни памяти".

1884 И.Бернгейм публикует "Внушение в состоянии гипноза и бодрствования"

1885 Основание Общества физиологической психологии (распалось после 1889)

1887 Создание в Коллеж де Франс лаборатории экспериментальной и сравнительной психологии.

1889 В Париже проходят два конгресса. Жане защищает диссертацию по философии "Психический автоматизм", Бергсон "О непосредственных данных сознания". В Сорбонне открывается лаборатория физиологической психологии под руководством Анри Beaunis, которого в 1894 сменит на этом месте Бине.

1890 Шарко создает лабораторию клинической психологии в Сальпетриере, руководство которой поручается Жане. Тард пишет книгу "Законы подражания".

1893 Жане защищает диссертацию по медицине "Психическое состояние истериков". Смерть Шарко и Тэна.

1894 Бине и Бонис создают L'Annee psychologique. Этот журнал задумывался Бине не только как печатный орган лаборатории экспериментальной психологии в Сорбонне, но в первую очередь как собрание, синтез наиболее важных работ в области психологии, создающихся каждый год в мире.

1896 Выходит "Материя и память" Бергсона.

1898 Дюркрейм создает журнал L'Annee sociologique, открывается лаборатория экспериментальной психологии Тулуза в Villejuif (впоследствии соединиться с лабораторией Сорбонны).

1900 Основание Международного психологического института. Габриель Тард возглавляет кафедру современной истории в Коллеж де Франс.

1901 Создание психологического общества в рамках международного психологического института. Первым его президентом становится Пьер Жане.

1902 Создание Archives de psychologie Т.Флурнуа и Э.Клапаредом.

1903 Жане публикует "Навязчивости и психастения". Бине - "Экспериментальное исследование интеллекта".

1904 Жане и Дюма основывают Журнал нормальной и патологической психологии.

1905 Бине вместе с Симоном публикуют первую версию интеллектуальной шкалы.

1910 Дежерин закрывает лабораторию Жане в Сальпетриере.

1912 Жане проигрывает Пьерону в конкурсе не руководство лаборатории в Сорбонне.

1916 Смерть Рибо.

1919 Выходит Les Medications psychologiques Жане, а также Troubles nerveux et troubles mentaux de guerre Дюма и La Conscience morbide Блонделя.

1920 По инициативе Пьерона открывается Институт психологии университета Парижа, который становится первым специализированным в области психологии образовательным центром.

1922 Тулуз создается первую открытую психиатрическую службу во Франции.

1926 Выходит первый том книги Жане “De l’angoisse a l’extase. Etude sur les croyance et les sentiments”. Создание психоаналитического общества в Париже, а в следующем году - Revue francaise de psychoanalyse.

1928 Создание Национального института профессиональной ориентации (Institut national d'orientation professionnelle) А.Пьероном, Ж.Фортенем (Fortegne) и А.Логьером (Laugier). В отличие от академической психологии, где битва дисциплины за профессию была длительной и непростой, в области профессиональной ориентации и консультирования, дела шли прямо-таки стремительно. В 1931 была создана Национальная Ассоциация в этой области (существующая и по сей день), а в 1938 вышел указ обязующий создание по крайней мере одного кадрового центра в каждом департаменте, округе (Ohayon, 1999, 2006). Выходят «L’evolution de la memoire et de la notion du temps» и второй том “De l’angoisse a l’extase”.

1929 Выход книги Жане “L’evolution psychologique de la personnalite”. Masson-Oursel организует первый международный конгресс по прикладной психологии в Париже. Конгресс был организован Институтом Пелмана, предлагавшим программы на все случаи жизни (от правил ведения бизнеса до родительской эффективности). Жане председательствовал на этом конгрессе и предупреждал растущую массу "практиков", что "не стоит обещать достать луну с неба тем, кто прибегает к вашим услугам".

1932 В Париже возникает по инициативе Тулуза три новых Общества по сексологии, биотипологии и профилактики делинквентности.

1934 Жане уходит из Коллеж де Франс.

1935 Выходит книга Жане "Les debuts de l'intelligence", Paris.

1936 Выходит книга Жане “L’intelligence avant le langage”, Paris.

1937 В Париже проводится несколько конгрессов по случаю Всемирной выставки, среди них XI конгресс по психологии (должен был проходить в Мадриде), конгресс по психической гигиене, детской психиатрии, философии. Блондеь сменяет Дюма в лаборатории экспериментальной психологии в Сорбонне.

1947 Смерть Жане и Тулуза. Введение официальной лицензии по психологии. Авторами принятого проекта, во многом обязанного предыдущей моделеи Лагажа, были Гийом, Пьерон и Пойе. Лицензия предполагала 4 сертификата: общая психология, психология ребенка и педагогика, психология социальной жизни и психофизиология. Задумывавшая для университета Парижа, система по неясным причинам была распространена на все факультеты словесности, что сделало лицензию общенациональной. Это обобщение однако не было оправданным, поскольку в большинстве унивеситетов просто не было профессуры для подготовки студентов по всем этим сертификатам (Ohayon, 2006).

1939 По случаю 100-летия Рибо в июне, за два месяца до объявления войны, проводится юбилей французской научной психологии. Смерть Фрейда.

1970 Выходит книга Г.Элленергера "Открытие бессознательного" H. Ellenberger «Discovery of unconscience» (относительно недавно переведена на русский), послужившая во многом возобновлению интереса к трудам Жане.

1973 Клод Прево защищает диссертацию по психо-философии Жане и издает книгу C. Prevost “La psycho-philosophie de Pierre Janet”.

1970-1998 Первое Общество Пьера Жане, созданное А. Фором (H. Faure) (главой лаборатории психологии Сорбонны).

2004 Создание Второго Общества Пьера Жане и международного журнала Janetian Studies ("Жанетианские исследования").

     В начало


Федунина Наталия Юрьевна, 2006. nataliafedunina@yahoo.com
Hosted by uCoz