|
Второй период творчества Жане был связан с развитием динамической концепции. Апогеем явилась работа «Навязчивости и психастения» («Les obsessions et la psychastenie” (1903)). Несмотря на всю условность периодизации (Жане обобщил и наиболее полно представил свою систему психической экономии в «Силе и слабости психического» (“La force et la faiblesse psychologique”) (1932), относящейся по времени к третьему периоду), мы все же последуем за Ж. Пиаже в выделении этого этапа как самостоятельного. Значимость этого этапа особенно велика скорее в становлении терапевтической системы, хотя рассмотрение энергетического аспекта психического является неотъемлемой частью и теоретических построений Жане как в ранних, так и поздних трудах. Предметом исследования на этом этапе творчества служила психика человека как динамическая энергетическая система.
Представления о психической силе имеют глубокие корни. Энергетическая гипотеза лежала в основе представлений Ф.-А. Месмера о флюидах, а под влиянием достижений физики и биологии в XIX веке получила новое прочтение. В XIX веке болезнь рассматривалась как результат недостатка нервной энергии [там же, с.193]. М. Куллен (M. Cullen) использовал термин «нервная сила» в связи с изменениями, наблюдающимися при психических расстройствах. О слабости нервной системы и нервной силе говорил Биард, предложивший термин неврастении [Rosenberg, 1962, 249]. Жане ссылался на труды П. Кабаниса, Т. Рибо, Г. Спенсера, Дж.Х. Джексона, У. Джемса, К. Монакова и других. Но уже в начале XX веке, по всей видимости, наблюдался спад интереса к понятию психической энергии. Джемс так характеризовал ситуацию: «Многие ли из вас читали превосходные работы Жане по психической патологии, не удивляясь тому, как мало он использует оборудование, на которое в основном полагаются психологи, и как часто обращается к понятиям, не известным в лабораториях и научных публикациях» [James, 1907, с.321-322]. Жане опирался на иные понятия по сравнению с широко использующимися понятиями ассоциации, порогов, импульсов, говоря о колебаниях уровня психической энергии, различиях в напряжении, расщеплении сознания, чувстве нереальности и других феноменах, продиктованных клинической практикой. Жане считал понятие силы необходимым в психологии. Он выделял много причин игнорирования в психологии этого феномена, но как физика обязана говорить о силе, так и психология должна создать свое, как можно более научное, понятие психологической силы [Bailey, 1928, 225].
Психическая деятельность, по Жане, подразумевает активность целостного организма, в которой важную роль играет энергетический аспект. Истощенность, вызванная органической болезнью, сказывается и на психологических аспектах поведения. И наоборот, уменьшение энергетических издержек позволяет поднять уровень психической деятельности, моральную силу (force morale) [Janet, 1924, с.187]. С точки зрения Жане, мы не знаем (и не стоит задаваться вопросом) о природе и сущности сил, присущих организму. Нашему исследованию доступны лишь их проявления, обнаруживающиеся в психических феноменах. Но все-таки Жане считал перспективными попытки измерения психической силы (работы McDougall, C.J.Warden, исследования базального обмена веществ F. Benedict), подчеркивая, однако, что трудность заключается в том, что легко измеримые мускульные движения составляют лишь небольшую часть того, что входит в затраты психической энергии. Процессы рефлексии, принятия решения и т.д. сопровождаются наибольшим расходом психической энергии .
Психическая энергия, по Жане, связана с работой нервной системы и общими витальными силами организма [Janet, 1955, с.XVII]. Изначальный капитал нам дается при рождении. Он во многом зависит от здоровья родителей, от наследственных факторов. Важно также питание, состояние системы кровообращения, дыхания, эндокринной системы. Таким образом, каждый человек обладает некоторым резервом сил, с физиологической точки зрения, связанным с функционированием как нервной системы, так и всего организма, а с психологической точки зрения размещающийся в латентных тенденциях, готовых к функционированию с определенной силой при соответствующей стимуляции [Janet, 1924, с.208]. Жане различал более общий (совокупность элементарных тенденций) и специальный (высших тенденций) резерв. Как особый процесс Жане выделял мобилизацию, приведение в действие резерва сил. Ее особенности зависят от типа активируемой тенденции, ее заряда, определяющего физическую силу мускульных движений, длительность и количество повторений, сложность, настойчивость в выполнении действия. При недостатке наблюдается слабость движений, сужение психического, упрощенность, недостаток инициативы, настойчивости, нестабильность психического.
Всякое действие связано с затратами. Примитивные действия не столь дороги, как высшие в энергетическом плане, но их эффективность во много раз меньше. Интеллектуальные действия требуют существенного начального капитала, а также возможностей активизации резервов в процессе выполнения, но КПД их больше, затраты с лихвой окупаются. Человек, по Жане, – это «экономическое существо» . Оптимум его функционирования характеризуется балансом сил, который может устанавливаться на разных уровнях. «Психическое и физическое здоровье зависит от равновесия нашего психического бюджета, существующего, когда требуемые расходы не превышают наличной в данный момент запас силы. Это равновесие может быть на более или менее высоком уровне и обусловливает разную степень жизненной активности» [Janet, 1955, с. XVIII].
Мы уже говорили о понятии психической слабости в связи с рассмотрением феноменов подсознательного в ранних работах Жане. Впоследствии энергетическая гипотеза приобрела более дифференцированный характер. Жане выделил две характеристики психической энергии: силу (общее количество психической энергии человека, свойство поведения, проявляющееся в силе, скорости и длительности всех его действий) и напряжение (уровень организации психической энергии, распределения силы и степень ее концентрации в психологической системе). Меерсон возводил генезис энергетических понятий Жане к гипотезе Г. Модсли о нервной энергии; гипотезе Спенсера – о разном напряжении нервной энергии и роли, которую этот факт может играть в сознании; связывал с идеями Х. Хёффдинга о напряжении как необходимом аспекте волевого акта; представлениями Бергсона о духовной энергии (Meyerson I., с. 9). Жане сформулировал гипотезу о психическом напряжении в связи с осмыслением различий между уровнями поведения, с идеей неоднородности действий. Уровень психического напряжения колеблется как от человека к человеку, так и на протяжении жизни одного и того же индивида. Но в целом он более или менее стабилен. Значительные его колебания, приводят к стремительным изменениям деятельности, характера и чувств человека. Уровень психического напряжения определяется многими факторами: имеют значение возраст, состояние здоровья, социальные, собственно психологические факторы. Воздействием на физиологический уровень человек может временно повышать уровень напряжения (таким воздействием обладает, в частности, алкоголь и наркотические вещества). Люди различаются с точки зрения функционирования энергетической системы. Некоторые могли бы быть названы психологическими миллионерами – с высоким психическим напряжением и силой. Другие же страдают внезапным снижением психического напряжения, а есть и такие, которым свойственен его постоянно низкий уровень. В последнем случае люди часто пытаются найти дополнительные, искусственные источники повышения психического напряжения, среди которых может оказаться алкоголь, наркотики и т.д. Встречается и сочетание низкого уровня напряжения и психической силы. Но и в этом случае человек может найти свою нишу и прожить жизнь без особых кризисов и патологических манифестаций, если оказывается в благоприятной среде, не перегруженной ответственностью, не требующей быстрых решений, больших энергетических затрат.
Энергетические понятия служили объяснительными гипотезами в рассмотрении механизмов невротических заболеваний. Таковым было представление о психической слабости в «Психическом автоматизме». В «Nevroses et idees fixes» (1898) Жане выделял психастению как «форму душевной подавленности, характеризующуюся понижением психического напряжения» [Жане, 1911, с. 293] . Низшие процессы занимают место высших, которых индивид не в состоянии осуществить, активация высших действий оказывается неполной, не доходит до конца, останавливаясь на промежуточных стадиях. Психастеник пытается совершить психическое действие высокого уровня, но ему не хватает психического напряжения и собранная энергия тратится на переживание чувства некомпетентности, бесполезные действия и т.д. Он лишен чувства реальности происходящего, радости, свободы, испытываемой при полноценном действии. Сомнение и проблемы принятия решения, существующие и в норме, принимают тяжелую форму при психастении (как в случае Софи, которая могла часами простаивать перед дверью, пытаясь понять, хочет ли она войти или нет; каждый раз спрашивая себя по любому поводу правильно ли сделала что-то, как поступить – для нее нет ничего простого, но все сложно и тягостно). Психастеник беззащитен перед быстро меняющимся, предъявляющим огромные требования социальным миром. Это состояние подобно переживаниям чеховского героя: «Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом… прострация… Слабы мы, дрянные мы. … И вы тоже, дорогой мой. Вы умны, благородны, с молоком матери всосали благие порывы, но едва вступили в жизнь, как утомились и заболели… Слабы, слабы!» (Чехов А.П., с. 156).
Образ действия психастеника в социальной среде напоминает поведение описанного Ч. Диккенсом персонажа, долгое время проведшего в долговой тюрьме и отпросившегося «поглядеть на людные улицы еще разок перед смертью». «Он возвращается на две минуты раньше назначенного времени и вне себя от злости; рассказывает, как его чуть было не раздавила карета, что он к этому не привык, и будь он проклят, если не напишет лорд-мэру. Наконец, его утихомирили, и с той поры он в течение пяти лет даже не выглядывал за ворота». Сложности появляются там, где необходимо повернуться лицом к сложному, быстро меняющемуся миру.
В отличие от больного истерией, психастеник не испытывает трудности общей чувствительности, а следовательно, амнезий и анестезий. Болезнь затрагивает чувствительность другого рода, моральную чувствительность (sensibilite morale) и связана с чувством отчужденности, пустоты как в отношении объектов физического, так и социального мира. Один из пациентов Жане говорил: «Это не я ощущаю. Меня не интересует то, что я чувствую, кто-то другой, не я испытывает механически какие-то ощущения. … Меня больше нет, я – мертвец, который все еще ходит по этой земле… это странно, я знаю это, я не понимаю сам себя…» [Janet, 1909, с. 60] . Психастеник не воспринимает себя, совершающим действие, ощущающим, он говорит о странности, нереальности мира. Он не связывает переживания с чувством собственного «я». Описывая дерево, он говорит: «оно зеленое, и листья шелестят, но это не я его вижу». Психастеника преследует чувство неполноты даже в симптомах: у него есть навязчивости, но они не захватывают его целиком, он понимает абсурдность этих идей; над ним властвует не покидающее сомнение, а не амнезии. Он помнит – тем страшнее мучение.
Жане создал терапевтическую модель психической экономии («Medications Psychologiques” (1919), “Medicine psychologique” (1924), “La force et la faiblesse psychologiques” (1932) etc). Он считал, что, имея дело с невротическим пациентом, надо, прежде всего, оценить его психическое напряжение и силу. Жане ввел два более общих, чем истерия и психастения, синдрома – астенический и гипотонический (чистые типы встречаются редко, но все же в большинстве случаев больной тяготеет либо к той, либо к другой нозологической группе). Астенический синдром связан с недостатком психической силы, гипотонический – психического напряжения. Они требуют различного лечения. Первый шаг, однако, и в том и в другом случае предполагает определение актуального состояния пациента, понимание его образа жизни, того, какие действия больной может совершать, что ему неподвластно и какова оптимальная экономическая политика в его случае. В случае астеника, лечение, с точки зрения экономической модели, должно включать увеличение дохода, снижение затрат, ликвидацию долгов, что может повысить уровень психической силы. Гипотонический синдром может наблюдаться при разных условиях, в том числе и в случаях, когда человек вынужден функционировать на более низком уровне психического напряжения, чем свойственный ему (часто встречается, например, у иммигрантов). Соответственно, и применяемые терапевтические приемы будут различны. Просто отдых, временная изоляция редко бывают достаточны, хотя порой необходимы [Janet, 1924, с. 160].
Часто ресурсов не просто мало, но они плохо организованы. Необходимо выявить, какие действия, акты представляют наибольшие затраты, трудность для больного и отказаться от них. Невротик нуждается в упрощении образа жизни [там же, с.161]. Жизнь его должна быть ритмичной и размеренной. В то же время в случае гипотонического синдрома путеводным принципом для Жане было лечение “действием”. Правильное выполнение действия – важный фактор поднятия психического напряжения. Следует выбирать “экзотермическое” действие (простое, успешное, полноценное). Это очень важно для людей, которые оставляют большую часть своих действий и дел еще до того, как достигли какого-либо результата. Успешность, продуктивность – необходимый элемент данной терапевтической методики. Надо пытаться добиться исчезновения ощущения незавершенности, несовершенности и появления ощущения реальности, удовлетворенности и радости, которые характеризуют полноценное действие. Это непростая задача, которая требует предварительной подготовки, учета условий, а также времени, чтобы у больного появилось желание, воля к действию. Эффект метода иногда оказывается заметен уже в самом сеансе, в начале которого больной подавлен, недоволен собой и другими, но после некоторых усилий внимания и воли, несмотря на усталость, наступает период радости (ведь ему удалось что-то сделать, он оказался успешным в некоторых социальных условиях). Длительность этого периода различна и часто, к сожалению, невелика. Помимо осуществления первичного действия, фактором повышения психического напряжения могут выступать и вторичные действия, чувства (религиозные, эстетические и др.). Л. Швартц, последователь Жане, систематизировал терапевтическую систему динамической психологии и разработал 4-х шаговую систему поднятия психического напряжения: 1) выявление уровня, на котором пациент способен совершать законченные действия; 2) подведение его к выполнению и завершению действия такого рода, сначала медленно, потом все быстрее и лучше, пока задание не будет вызывать никаких трудностей; 3)переключение на выполнение действия более высокого уровня; 4) использование других источников вложения.
Другим важным приемом влияния на энергетический статус человека является устранение волнующего события (работа с травматическими переживаниями). Травматические расстройства вызываются событиями, к которым человек оказывается плохо подготовлен, к которым он не может адаптироваться . Когда точное, высокоорганизованное действие терпит поражение, человек активизирует древние элементарные реакции. Страх, инстинкт самосохранения, приступы гнева характеризуются не только психологически низким уровнем протекания, но и огромной силой, которую они мобилизуют, и которая активизируют элементарные висцеральные функции. В простейших случаях эти реакции довольно быстро прекращаются при устранении их источника. Но часто дела обстоят сложнее, проблема остается неразрешенной. Ситуация требует новых адаптивных действий. В некоторых случаях человек оказывается к ним неспособным. Тогда он может снова и снова повторять волнующее действие, событие, которое оказывается на нижних ступенях иерархии функций. Действие теряет рефлексивную компоненту и не скоординировано больше с другими действиями, не имеет вербальной памяти; оно постепенно приобретает характеристику отчужденности автоматического, подсознательного действия. Повторение вызывает истощение, усталость, играющие существенную роль в неврозах. Главное направление работы – помочь человеку ассимилировать волнующее переживание, сделать его доступным рефлексии, доступным памяти, уменьшить энергетические затраты на борьбу с тревожащей ситуацией. Жане использовал три основных метода работы с травматическими воспоминаниями: нейтрализация, замещение, и рефрейминг (переструктурирования) (подробнее см. в главе о памяти). Работа с травматическими воспоминаниями восстанавливает моральное равновесие, стабилизирует общую динамическую картину организма, поскольку травматические воспоминания требуют от человека значительных энергетических затрат, предъявляя в настоящее счет, по которому необходимо платить. Ликвидация конфликтной ситуации приводит к прекращению бесплодных затрат.
Искусство понимания психологической экономии предполагает не только знание и анализ издержек, но и особое внимание к поступлениям и приобретениям. Здесь Жане выделял:
- приобретение и закрепление новых действий (предоставленный сам себе невропат практически неспособен на самообучение, новые действия могут быть приобретены и закреплены только на основе имитации), обучение новым видам поведения играет огромную роль в реабилитации;
- поведенческое возбуждение (включается 3 принципа: 1) мобилизации сил (здесь Жане ссылался на В. Джемса). Под влиянием экстремальных обстоятельств не только здоровый человек, но и больной способен на большее, чем можно было бы от него ожидать. Изменение энергетического статуса в определенной ситуации могут быть как временными, так и постоянными, переструктурирующими энергетическую политику индивида. В силу вступают латентные тенденции, понимаемые Жане не просто как предрасположенности к действию, но и как энергетические резервуары. Тенденции имеют разные энергетические возможности. Некоторые из них всегда обладают существенным зарядом (материнский инстинкт, инстинкт самосохранения). Энергетические возможности гораздо больше у более древних тенденций, чем у новых. Актуальное поведение человека зависит не только от общего количества наличной энергии, но и от ресурсов, наличных в данный конкретный момент. 2) Вторым принципом Жане выделяет психологическое равновесие (отражает согласованность уровней психологической силы и напряжения). 3) Третий принцип иррадиации, или психологической настройки, относится к слаженности действия функций, отсутствию «разрывов» и дисбаланса, чем достигается некоторое единство поведения. Так, например, совершаемый акт, действие высокого уровня может изменить общий уровень работы психического.
Система лечение неврозов Жане в этот период включала три составляющие: психологическую терапию, общее лечение и медикаментозное лечение. Психологическое лечение базировалась на мобилизации незадействованных сил, игнорируемых пациентом, и приобретении новых; заключалось в модификации экономической политики организма. Общая терапия необходима в связи с тем, что психическая слабость часто сопровождается и некоторой соматической дефицитарностью. Жане рекомендовал проводить систематически полные обследования пациента. Кроме общего соматического статуса, он обращал особое внимание на изменения эндокринной системы, особенно расстройства функционирования щитовидной и околощитовидной желез. Важную роль Жане отводил питанию, рекомендовал пациентам дыхательные упражнения, гимнастику. В медикаментозном лечении Жане выделял два направления: психофизиологическое косвенное и прямое лечение неврозов. К первой категории он относил препараты, необходимые в борьбе с органическими заболеваниями, сопровождающими и отягощающими неврозы. Ко второй категории относился ряд медикаментов в большей мере тонизирующего характера (седативные были плохо известны во времена Жане), среди наиболее важных препаратов было железо, фосфорная кислота, фосфаты [Barraud, 1971, с. 205-211]. Терапия психических заболеваний велась на нескольких уровнях, вовлекая организм как сложную систему, в которой психологический аспект существует неотрывно от биологического; работать с этой системой, соответственно, невозможно ограничиваясь лишь психологическими средствами. Система Жане стремится охватить человека в его целостности, принимая во внимание как психологическую и социальную компоненту поведения, так и организмическую, охватывая большой круг феноменов и вовлекая арсенал разнообразных терапевтических приемов и методов, а также попытки осмысления природы терапевтического процесса и его динамики.
Несмотря на значение, которое Жане придавал «энергетическим» понятиям, он неоднократно говорил об их гипотетическом характере. «Эти размышления не могут быть представлены ни как объяснения, ни даже как гипотезы, но скорее являются условными выражениями для взгляда на те сложные психические факты, к которым мы только начинаем подходить» [Janet, 1919, 2, с. 292; цит.: Schwartz, 1955], “мы не придаем силе никакого мистического характера, но относим ее к наблюдаемым, воспринимаемым явлениям, следуя психическим изменениям, которые называем динамическими” [Janet, 1932, с. 118]. Важно также помнить, что, несмотря на всю важность динамических характеристик, Жане подчеркивал, что личность не выводима из особенностей психической силы. Так, личность может оставаться сохранной, несмотря на серьезные астенические проблемы. Было ли это сопряжено с его собственными ощущениями, клиническим опытом, научными веяниями – неизвестно, но Жане не отказался от энергетических концептов и в создании психологии поведения, выделяя качественные и количественные характеристики действия, зависящие от уровня психического напряжения и силы. Многие психологические аспекты образования, функционирования и расстройства действия связаны с понятием психической энергии и ее распределения. Энергетические понятия и гипотезы имели принципиальное значение для построения «практической психологии поведения». (Подробнее в следующей главе).
Исследование динамического аспекта (дополнит. коммент. 6) получило освещение во многих психологических концепциях как в XIX, так и XX веке. Представление о том, что физические принципы могут объяснить психические феномены, что ньютоновские силы притяжения и отталкивания лежат в основе всех психо-органических сил, было весьма распространено (считалось, что динамика сил существует, поскольку «психическая энергия подчиняется законам термодинамики: она не может ни создаваться, ни исчезать, но лишь переходить из одной формы в другую» [Ratner, 1994, с. 326]). Именно в этом контексте Г. Фехнер выступил с утверждением о том, что психология может и должна быть точной, количественной, экспериментальной наукой. Мы можем устанавливать количественные отношения между явлениями физического и психического мира, между стимулами и ощущениями. Энергетические понятия играли важную роль в психоанализе Фрейда («у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии» [Хьел, Зиглер, с. 116]. С изменением физических представлений о понятиях силы и энергии произошли трансформации и в психологическом пространстве их применения. Гештальт-теория подчеркивала значимость динамической организации психического процесса. К. Левин обращался к концептам поля, сил, напряжения, динамической системы. Энергетический аспект оказывается одним из центральным и у представителей когнитивной науки (например, неспецифические энергетические ресурсы, связанные с общей активацией, в теории Д. Канемана (влияние психоанализа) [Kahneman, 1973]; идея Д. Навона и Д. Гофера о множественных или составных ресурсах [Navon & Gopher, 1979]; кубическая модель множественных ресурсов Уикенса [Wickens, 1984]).
Динамическая концепция действия Жане остается одной из наиболее разработанных и интересных. Понятие тенденции и описание энергетических аспектов действия было не только сформулировано в теории, не только использовалось в психологии поведения, но вошло в принципы терапевтической работы, обращаясь как к собственно психологическим, так и биологическим аспектам психического здоровья.
|
|