Словарь | ||||||
|
Автоматизм – (от греческого autos (само) и maiomai (стремиться)), автоматическим называется всякое действие, обладающее двумя признаками: самопроизвольность (берет начало в самом движущем предмете, а не происходит от внешнего импульса). И это движение должно подчиняться известным законам и строгому детерминизму, без отклонений и случайностей. Они происходит от самого субъекта и в то же время настолько регулярны, что не может быть и речи о свободной воле как причине данного действия. [Жане, 1913, с. 1-2]. Могут быть полными и частичными. Еще Мен де Биран (1802) говорит в сочинении о привычках, об автоматизмах, не прибегая к термину «бессознательное». Традиция понимания бессознательного как совокупности автоматических реакций с точки зрения Шертока свойственна французским психологам и в дальнейшем (Шерток, с.192) Мы находим понятие «психического автоматизма», например, у Деспина (Despine’а), для которого этот термин воплощал скорее характеристику машинообразности и лишенности сознания в каком-либо действии. По Жане же, автоматизм отражает характеристику неосознанности, но не бессознательности. Впоследствии (и до сих пор) рассмотрение психологических механизмов автоматизмов стало достаточно распространенной тематикой (особенно в проблематике выработки навыка, исследовании когнитивных процессов). Но, наверное, именно Жане впервые сделал автоматизмы, не вычеркивая их из сферы психического, предметом научного психологического изучения. Понятие автоматизма возникло в дискуссии о соотношении души и тела, указывало на способность тела функционировать без участия души, сознания (Сироткина, 2004). С другой стороны, понятие автоматизма выступает как проявление высшей степени научения, формирования навыка. Кроме физиологического автоматизма в конце 19 века существовали понятия автоматизма медиумического (как состояние, в котором происходит контакт с другой реальностью) и патопсихологического (как результат расщепления личности, независимости восприятий, действий, мыслей человека от его воли) (Сироткина, 2004). В начало Астения появляется в работах 1919, 1923 гг., но детальная разработка позднее, в трудах 1928, 1932г. Различались наследственная и приобретенная формы астении, а в Psychological strength and weakness in mental diseases (1936) Жане разграничивал симптомы, непосредственно относящиеся к слабости и симптомы, представляющие реакцию на астеническое состояние. Астеники способны к рефлексии и другим высшим актам; высшие действия существуют у них в возможности, но осуществление их сталкивается с трудностями. Тенденции активируются, но очень быстро силы истощаются. Недостаток инициативы, отвлекаемость, сложности совершения усилия, размышления, принятия решения свойственны астеникам. У них наблюдается также сужения психического, которое Жане отмечал у истериков. Астеник склонен к максимальной экономии сил, чтобы избежать истощения, соответственно из его репертуара исчезают формы активности, требующие усилия. Астеник подавляет интеллектуальные компоненты, усложняющие действие, но делающие его более эффективным. Богач, говорил Жане, легко тратит деньги, но бедный вынужден ограничивать свои расходы и тем более уже не дает на чай. Астеникам трудно выполнять несколько действий одновременно, даже самые простые комбинации вызывают затруднения: «Я не могу танцевать и смотреть входящих, если я гляжу на них, я уже не танцую. Я не могу идти по улице и смотреть на деревья; если я наблюдаю за чем-то, я останавливаюсь или даже рискую упасть» [Janet, 1928, 277]. Можно также констатировать уменьшение чувств, особенно это сказывается на интересе и чувстве реальности. Но даже при астении личность может оставаться сохранной. В начало Бессознательное – В ранних работах Жане отличал бессознательное, связанное с метафизическими исследованиями возможностей человеческого разума, не зависимого от сознания и его условий, которые мы находим в себе, от подсознательного. В дальнейшем, в психологии поведения бессознательное определялось им как характеристика действия, являющемся внутренним, вспомогательным в более сложной структуре поведенческого акта. Необходимо быть внимательным к различиям понятий subconscious, unconscious, unawareness (см, например, Ratner, 1994). В начало Внушение – влияние одного человека на другого, происходящее без сознательного согласия (133). Внушение – особого рода автоматизм, который возникает под влиянием слов и вообще восприятий. (Жане, 1913, с.207). «Внушения с их автоматическим и независимым развитием могут быть охарактеризованы как настоящие психические паразиты» [Janet, 1901, p. 267 цит.:. Харт 1989]. Сейчас определяется как «телесно-аффективный процесс, неделимое психосоциобиологическое единство, функционирующее на очень древнем уровне бессознательного … и способное вызвать очевидные психологические и физиологические изменения» [Шерток, 1985, 112]. В начало Время Жане отличал время от длительности. Ощущение длительности есть и у животных, но времени – нет. Длительность может быть понята лишь в акте сопоставления предшествующего и последующего, она невозможна без моментов начала и окончания. Существует множество культурных знаков для выражения этого («На этом мы заканчиваем тему «Память в трудах Жане»», привет при встрече и т.д.). Жане выделял несколько ключевых понятий, говоря о длительности: усилие, изменение, присутствие, отсутствие, ожидание, связанные с действием. Чувство присутствия связано с окончанием действия (если мне надо что-то сказать своему знакомому, а я его не могу найти, не могу выполнить это действие, я говорю, что он отсутствует). Ожидание заключается в максимальном разграничении стимуляции и окончания акта, поддержании действия в фазе готовности, сохранения заряда тенденции. В простых рефлекторных актах нет ничего, что было бы характерно для времени и длительности. Они имеют интенсивность, направленность, форму, но все эти параметры связаны с пространством. Первый акт, соотнесенный со временем – это усилие продолжения, продления. Первоначально эти ощущения расплывчаты. Бергсон полагал, что рассмотрение длительности без «до» и «после», без памяти, приводит к смешению пространства и времени. Жане же говорил, что эта дифференциация – довольно позднее явление, изначально эти два феномена не разделялись и развивались совместно. «Внешние вещи не имеют длительности, они приобретают ее, лишь если мы становимся на их место», – говорит Бергсон. Но это не так в отношении примитивного человека, снова возражал Жане. Все начинается с неясного усилия дления, не отделимого от внешнего действия, от внешних объектов; первоначально нет понятия времени вне дления вещей. Лишь позже, с появлением речи, она получит возможность стать внутренней. Восприятие времени связано со всей системой поведения. В начало Гипноз – Термин «гипнотизм» был введен шотландским врачом Д. Брейдом в 1843. Работы Ш. Рише 1875-1883 гг. всколыхнули новую волну интереса к проблемам гипноза. Нансийская и парижская школа были центрами разработки проблемы гипнотизма. Ж.-М. Шарко же гипноз рассматривался как патологическое соматическое состояние, связанное с истерией. Он полагал, что только истерики подвержены гипнозу. Так, согласно Шарко, гипноз дает возможность целенаправленно воспроизвести истерические симптомы, тем самым позволяя лучше их изучить. Гипноз для него являлся чем-то вроде "искусственного невроза", а гипнотизм - экспериментальным протоколом (Carroy, 2006). После смерти Шарко возросла критика гипноза. Жане пытался реабилитировать гипнотический метод, говоря, что его забвение не имеет серьезных оснований, а является результатом скорее стечения обстоятельств, разоблачения иллюзорных надежд; он говорил, что скоро «вернется лечение методом гипнотического внушения, как опять становятся модными шляпки наших бабушек» (Janet, 1925, 151; 1907, 138). Гипноз всегда оставался одним из основных его методов. В отечественной науке проблемой гипноза занимались И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, М.М. Асатиани (метод репродуктивных переживаний в лечении психоневрозов (1926)), К.И. Платонов (методика длительного гипноза-отдыха (1962)), В.Е. Рожнов (методика удлиненной гипнотерапии (1979), методика коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии страдающих алкоголизмом (1982)) и др. [Карвасарский, 1985]. Сегодня гипноз используется, в частности, в терапии диссоциативных расстройств. Библиографию современных работ в области гипноза можно найти на http://www.sidran.org/refs/ref15.html В начало Гипнотическое состояние – характеризуется не только внушаемостью, поскольку в некоторых случаях внушаемость может даже не увеличиваться, но падать и проявляться в гораздо меньшей степени, чем в обычной жизни. Это не простое состояние сна, поскольку часто сопряжено со сложной активностью, отличной от сна (Жане, 1924, с. 120). Гипнотизм относился Жане к группе сомнамбулических состояний. Это может быть не только подсознательным состоянием, но и искусственным, «навязанным» гипнотизером, а, следовательно, в некотором смысле от него зависящее, явление [там же, с. 122] В начало deja vu – Узнавание, чувство идентичности всех характеристик с чем-то, чему не находится определенного места на временной оси, сопровождаемое чувством тревожности и волнения. В начало Действие – Действие представляет собой совокупность движений, изменяющих что-либо во внешнем мире. Оно существует в развитии, оно заключает в себе «постоянное преобразование, новизна, открытие» [Janet, 1928, с. 25]. Обладает количественными и качественными характеристиками. Развертываются при активации тенденции. Проходит многочисленные стадии эволюции. В начало Диссоциация – Термин диссоциация впервые был использован в 1845 году Moreau de Tours, так же и desagregation psychologique [Hart, Friedman, 1889]. Жане избегал понятия «двойственной личности» и предпочитал говорить о «дезинтегрированности личности» (dissaggregation), «последовательности одновременных психологических существований». Этот термин описывал как процесс, так и результат расщепления [van der Hart, Brown, Graafland; 1999, p. 38]. В настоящий момент DID (Dissociative Identity Disorder) описывают как хроническое, поли-симптоматическое посттравматическое диссоциативное расстройство, характеризующиеся образованием множественной состояний или альтернативных личностей и амнезией. Получено множество данных о посттравматической природе данного синдрома, хотя есть и сомнения на этот счет. В начало Дренаж – механизм перераспределения энергии с низших процессов в пользу высших. В начало Интеллектуальный объект – продукт интеллектуального действия, вовлекающие характеристики нескольких линий поведения. Примерами являются улица, орудие, корзина, портрет, символ и т.д. В начало Истерия – форма психической дезинтеграции; «форма умственной подавленности, характеризующаяся сужением поля личного сознания и наклонностью к диссоциации и эмансипации системы идей и функций, синтез которых составляет нашу личность» [Жане, 1911, с. 275]. Истерия (от греч. hysterus – матка) рассматривается сегодня врачами как яркий поведенческий артефакт Европы рубежа веков [Micale, 2000], «термин «истерия» используется для описания нескольких неадаптивных поведенческих паттернов от личностных расстройств до психозов. В DSM она больше не выделяется как самостоятельный синдром» [Murphy, 1999]. S. Rosenberg (1972) пришел к выводу, что истерическое расстройство у женщин среднего класса в XIX веке отражало социальную установку, что женщина должна быть скорее слабой и одухотворенной, чем действенной, физически активной, что в преувеличенной форме нашло отражение в форме истерического конверсивного расстройства [Ratner, 1994, 330]. Для многих исследователей XIX, начала XX века истерики были “лягушками экспериментальной психологии”. Жане определял истерию как «болезнь личности, вызывающую разложение идей и функций, соединение которых составляет личное сознание … форму умственной подавленности, характеризующуюся сужением поля личного сознания и наклонностью к диссоциации и эмансипации системы идей и функций, синтез которых составляет нашу личность» [Жане, 1911, 275]. Истерия не сразу вошла в мир безумия. “Первоначально она понимается как болезнь тела (Виллизий, Хаймор, Сиденхем). Истерия предстает как реальнейшая и в то же время самая обманчивая из болезней … истерия подражает почти всем болезням, которым подвержен род человеческий. … В компенсацию обостренной чувствительности у истериков имеются и нечувствительности, как бы погруженные в спячку зоны. … Бессознательное состояние истерика есть не что иное, как изнанка его чувствительности” [Фуко, 292-299]. Для Жане истерия была одной из наиболее важных нозологических групп психических расстройств. Множество работ было выполнено им именно на материале истерии. В начало Каталепсия – Жане приводит определение Saint-Bourdin’a – «перемежающийся безлихорадочный припадок, характеризующийся исчезновением сознания и чувствительности, а также способностью мускулов сохранять вызванные в них сокращения» [Жане, 1913, с. 12] В начало Личность – ««работа», нацеленная на целостность и дифференцированность … совокупность операций, больших или малых действий, служащих индивиду для конструирования, поддержания и усовершенствования единства и дифференцированности как в отношении физического мира, так и социального» [Janet, 1929, с. 9].«Французское слово «personnalite” (личность) вплоть до рубежа веков было гораздо употребительнее своего английского эквивалента. До 1880 оно ассоциировалось с идеалистическими представлением о человеке, а впоследствии к нему обращались новые психологи (Рибо, Жане) в дебатах по проблеме гипнотизма, рассмотрении особых случаев, исследовании множественной личности. Рибо в 1895 опубликовал «Болезни личности» (Les maladies de la personnalite), Жане стал известен своими исследованиями расщепления личности. Понятие личности было тесным образом связано с созданием психологической науки во Франции. Ранняя апелляция к понятию личности во французском и английском имело значительную религиозную и спиритуалистическую подоплеку. Религия и психология не были ни независимыми, ни взаимоисключающими». [Smith, 600-601]. В начало Феномен множественной личности – Жане описал феноменологию явления и предложил объяснительную гипотезу о его связи с ослаблением функции психического синтеза, психической слабостью в связи с разного рода факторами (в частности, сильными аффективными переживаниями, жизненными ситуациями, к которым человек оказывается не готов, истерическим расстройством). Жане много занимался изучением развития множественной личности, выявив, например, что, получая имя, вторая личность начинает приобретать все большую силу. В 1980 принято в качестве диагностической категории в DSM-III (в 1994, в DSM-IV фигурирует под общим названием DID). Является одной из форм диссоциативного расстройства. Исследования multiple personality disorder показали, что, кроме расщепления личности, у больных этим расстройством существует и множество других симптомов. Спонтанное излечение чрезвычайно редко. В качестве основного метода терапии используется гипноз. Кроме гипноза используется также бихевиоральная модификация, фармакологическое лечение, семейная терапия. Часты рецидивы, пациенты отличаются высокой сопротивляемостью терапевтическому вмешательству [Murray, 1994]. В начало Неврастения – (нервное истощение) понятие предложено в 1869 году Биэдом (1839-1883) (“Neurasthenia, or Nervous Exhaustion”), связывавшим его с нехваткой нервной силы. сначала появилось под названием «синдрома износа» в начале XIX века. В 1831 году Д Джонсон приписывал его физическому, умственному переутомлению, состояниям напряжения. Джордж Биард описал подобное заболевание, назвав его неврастенией. В более поздних публикациях он интерпретировал неврастению в терминах баланса нервной энергии. «Людям, как аккумуляторам, необходим запас нервных сил, и силу людей, как и аккумуляторов, необходимо измерять величиной этого запаса. Неврастеник – это человек, который полностью исчерпал свой запас, и если он будет продолжать это делать, то придет к нервному банкротству» [Элленбергер, 2001, 299-301]. Возникнув на американском континенте, она довольно быстро распространилась в Европе и России. «Типичный русский неврастеник был тяжело работающий интеллигент, часто бедный и ослабленный физически, к тому же зажатый рамками репрессивного строя и страдающий от нереализованного желания послужить обществу. … Московский профессор психиатрии С. С. Корсаков, у которого было много подобных пациентов, даже получил от коллег и друзей имя “заслуженного врача российского рабочего интеллигента» [Сироткина, 2000]. Жане разрабатывал понятие психастении во взаимосвязи с понятиями психического напряжения, гипотезой об «иерархии психических явлений и о колебаниях духа» [Жане, 1911, 288], значении функции реальности и ее расстройств. В психастении Жане выделял три основные группы симптомов: собственно навязчивости; вынужденная активность, возбудимость (например, тики или ненужные операции, такие как необходимость несколько раз проверять закрыта ли дверь); неадекватности разного рода, например чувство нереальности. Последняя группа признавалась Жане основной. Между симптоматикой неврастении и описанными Жане проявлениями психастении можно найти много интересных параллелей, среди которых и роль истощения (его пациенты говорили, что рордились уставшимим [Rabinbach, 1990]), и акцент на факторе наследственности, и влияние средового фактора. Однако Жане подчеркивал именно недостаток психического напряжения в этом расстройстве. В начало Невроз – Термин введен Cullen’ом в 1769 г. “болезни, поражающие различные функции организма, характеризующиеся изменением высших частей этих функций, остановившихся в своем развитии, в своем приспособлении к данному моменту, к данному состоянию внешнего мира и индивидуума, и характеризующиеся отсутствием разрушения древних частей этих же функций, которые могут еще очень хорошо совершаться отвлеченным образом, независимо от данных обстоятельств” [Жане, 1911, 313]. В современном понимании невроз представляет собой «группу функциональных нервно-психических нарушений, включающих в себя личностные проявления, а также соматические (висцерально-вегетативные) расстройства, вызванные одновременно одними и теми же психогенными факторами, приводящими к патологии основных нервных процессов в мозге и изменению метаболических процессов в организме» [Руководство по психиатрии, 1979, с. 313]. В начало Память – элементарная (основанная на чувствах и зависящая от общей чувствительности) и интеллектуальная (социальная функция, имеющаяся только у человека, не сводимая к процессам запечатления, сохранения и воспроизведения, начинающаяся как реакция на отсутствие и претерпевающая множество преобразований в ходе истории). В начало Поведение (conduite) – Жане обращал внимание на необходимость разграничения этого понятия от comportement. Conduite переводится как «поведение», «образ действия». Жане часто употребляет этот термин во множественном числе, тогда как в русском языке он используется преимущественно в единственном. Меняется и смысл. От общего «поведения» мы переходим скорее к «поведенческим реакциям», что также не является удачным переводом. Л.И. Анцыферова переводит conduite как образ действия, деятельность в противоположность comportement –совокупности реакций. В начало Поведение секрета То, что поведение человека отнюдь не сразу приобретает эту функцию секрета, находит подтверждение в филологических исследованиях. Примечателен анализ эволюции биографической и автобиографической формы в литературе М.М. Бахтина. Бахтин выделял несколько типов биографии в античной литературе и связывал их с «новым типом биографического времени и новым специфически построенным образом человека, проходящего свой жизненный путь» (Бахтин, 1986, 167). Первый тип, платоновский, основан на хронотопе – «жизненный путь ищущего истинного познания». Жизнь человека описывается от самоуверенного невежества, через скепсис и познание самого себя к истинному познанию. Второй биографический тип – риторическая автобиография и биография. В основе этого типа лежит «энкомион», исходным пунктом которого был идеальный образ той или иной социальной позиции (царя, полководца и т.д.). «Эти классические формы автобиографий», – говорит Бахтин, – «не были произведениями литературно-книжного характера, отрешенными от конкретного общественно-политического события и громкого опубликования. Здесь важен не столько внутренний хронотоп их (то есть время-пространство изображаемой жизни), но и прежде всего тот внешний реальный хронотоп, в котором совершается это изображение. Этот реальный хронотоп – площадь. На площади впервые раскрылось и оформилось автобиографическое (и биографическое) самосознание человека и его жизни на античной классической почве. В таком биографическом человеке (образе человека) не было и не могло быть ничего интимно-приватного, секретно-личностного, повернутого к себе самому, принципиально-одинокого. Здесь все сплошь и до конца было публично. Вполне понятно, что в этих условиях не могло быть никаких принципиальных различий между подходом к чужой жизни и подходом к своей собственной жизни, то есть между биографической и автобиографической точками зрения» [там же, 168-169]. Всякое бытие для грека классической эпохи было и зримым и звучащим. Принципиально невидимого и немого бытия он не знал. Немая внутренняя жизнь, немая скорбь, немое мышление были совершенно чужды греку. Все это … могло существовать только проявляясь в звучащей или в зримой форме. Мышление, например, Платон понимал как беседу человека с самим собой («Теэтет», «Софист»). … беседа с самим собой непосредственно переходит в беседу с другим, никаких принципиальных граней здесь и в помине нет. Лишь с эллинистической и римской эпохи начинается процесс перевода целых сфер бытия как в самом человеке, так и вне его на немой регистр и на принципиальную незримость» [там же, 170-171]. И далее: «Наше «внутреннее» для грека в образе человека располагалось в одном ряду с нашим «внешним», то есть было так же видимо и слышимо и существовало вовне для других, так же как и для себя. В этом отношении все моменты образа человека были однородны. Быть вовне – быть для других, для коллектива, для своего народа. В последующие эпохи … немота и незримость проникли внутрь его (человека). Вместе с ними пришло одиночество. У приватного человека появилось много сфер и объектов, вообще не подлежащих опубликованию… Образ человека стал многослойным и разносоставным» (там же, 171-172). С феноменом секрета, вероятно, связан и такое явление, как древняя тайная речь, определявшаяся запретом на называние вещей, предметов, явлений, а также условными их обозначениями, использующимися в разговоре [В.П. Аникин, 1996]. В начало Подсознательное – ««Подсознательное», как мы его определили в работах 1886-1889, рождается в научном исследовании случаев истерии» [Janet, 1909, с. 3]. Область подсознательного выражает себя, по Жане, психическими автоматизмами. В начало Поле сознания (область сознания) – наибольшее число простых или относительно простых образов, которые одновременно могут на¬ходиться в одном и том же сознании. Жане также считает необходимым тер¬мин Вундта «пункт внутреннего взора» для той части явлений сознания, на которую направлено внимание субъекта? Поле сознания может изменяться подобно полю зрения: оно вовсе не одинаково у всех людей и не остается всегда неизменным у одного и того же субъекта. В начало Презентификация – синтетическая операция сознания по конструированию настоящего момента. Включает внимание (по отношению как к внешнему миру, так и ко внутреннему, собственным идеям и мыслям) и произвольное действие. Требует усилия удержания внимания на настоящем и концентрации совершения действия. В начало Психастения – форма психической депрессии, характеризующаяся понижением психического напряжения, ослабеванием функций, которые позволяют действовать в реальности и воспринимать реальность; заменой низшими операциями и их гипер-активностью в форме сомнения, возбуждения, тревоги; и навязчивыми идеями, развивающимися вне контроля со стороны человека и объясняющиеся предыдущими расстройствами. «Жане объединил крайне разнообразный и совершенно неоднородный материал: в рамки психастении входят у него почти целиком циркулярный психоз и некоторые симптоматологические картины», относимые другими авторами в иные группы. Главную массу расстройств составляют синдромы Маньяна [Каннабих, с. 339]. Психастения, по Жане, начинается с общего ослабления нервных функций, включающее состояние, известное как неврастения. В начало Психическая сила (force psychologique) – общее количество психической энергии человека, свойство поведения, проявляющееся в силе, скорости и длительности всех его действий. Существует в двух формах: латентной и выраженной. Мобилизация силы связана с переводом силы из латентного в действующее состояние. Психологическая сила проявляется в количестве, продолжительности и скорости действий и выражает базисную способность психологического функционирования. В начало Психическая слабость (faibless psychologique, psychological misery) – состояние, «в силу которого субъект не способен соединять, концентрировать, усваивать психические явления; подобно тому, как в случаях слабого усвоения пищи говорят о физической слабости, мы предлагаем это душевное заболевание называть психической слабостью» [Жане, 1913, с. 423]. В начало Психологическое изобретение – термин, используемый Жане в основном в период разработки психологии поведения. Из маленьких изобретений, небольших шажков, слагаются большие, к которым он относит многообразные явления – личность, память и другие психические образования. Подчеркивается конструктивный характер психологических процессов, структур. Может быть проведена аналогия между этим термином и понятием «новообразования» в отечественной психологии. В начало Психотерапия. В 1872 английский врач Daniel Hack Tuke, сторонник гипнотизма, вводит слово psychotherapeutics, психотерапевтический, которое, по его мнению, относилось к терапевтическому действию, которое дух пациента мог иметь в отношении тела благодаря влиянию врача. Таким образом, речь шла о двух процессах, во-первых, о взаимодействии между врачом и пациентом, а во-вторых, о внутреннем процессе, происходящем с пациентом и связанным с воздействием духа на тело. В 80-х термин "психотерапия" начинает использоваться как синоним "психотерапевтическому". Первоначально термин относился к терапии внушением и гипнозом (так, для Бернгейма психотерапия определялась как лечение внушением). Затем появляются другие модели и термин постепенно приобретает сегодняшнее свое значение, центрированное скорее на отношениях между двумя людьми, а не влиянием духа на тело (Carroy et al., 2006). В начало Психическое напряжение (tension psychologique) – уровень организации психической энергии, процесс точного распределения силы и степень ее концентрации в психологической системе. психологическое напряжение выступает как энергетическая или динамическая сторона феномена умственного синтеза, определяемого как операция, которая объединяет в уникальное и новое соединение элементы, даваемые в каждый момент жизни органами чувств и памятью [Анцыферова, 1969, с.147] «Психическая сила может рассматриваться как отношение между требующимися и наличными ресурсами, то есть как мотивационная сила в начале, в процессе и при завершении действия. Напряжение является своего рода функцией психической силы и уровня развития. Психическое напряжение – это способность ответить на стимул сложной высокоорганизованной реакцией» [Heim, 86]. Психическое напряжение характеризует возможность использовать психическую энергию. Уровень психического напряжения и силы, их соотношение имеет важное терапевтическое значение. В начало Сознание – совокупность реакций организма по отношению к своим собственным действиям. Один из регулятивных механизмов [Janet, 1929]. Сознание – активная, прежде всего синтетическая деятельность, существующая наряду с консервативной деятельностью, осуществляющейся ассоциациями и памятью [Janet, 1889]. В начало Сомнамбулизм – неустойчивое измененное психическое состояние, включающее индивидуально отличные проявления. Эти изменения при сомнамбулизме не парциальны, но завладевают человеком мгновенно [Janet, 1924, 121]. Первым сомнамбулизмом можно назвать состояние, которое наступает, как только чувствительность субъекта почему-либо изменяется – другими словами, когда в сфере чувств происходит первое изменение, достаточно крупное, чтобы повлечь за собой исчезновение воспоминаний по возвращении в нормальное состояние. Но самым важным принято считать сомнамбулизм последней стадии. Я называю так то состояние, при котором у субъекта восстанавливается полная память и полная чувствительность, свойственная обычно вполне здоровому человеку, то есть состояние, при котором у субъекта нет более ни анестезии, ни амнезии [Жане, 1913, 109]. В начало Сужение сознания – термин, скорее всего, заимствованный у Гербарта. Сужение поля сознания, хотя мы и не можешь измерять его прямым путем, обнаруживается несколько косвенным образом в появлении анестезии. В начало Тенденция (tendаnce) – склонность, предрасположенность организма производить серии определенных движений в некоторой последовательности в след за стимулом. «Тенденция – это то, что, реализу¬ясь, порождает действие» [Janet P. 1923, p. 923]. В начало Травматическое переживание, воспоминание – Понятие психической травмы было введено немецким неврологом Альбертом Ойленбургом (Albert Eulenburg) в 1878 [van der Hart, Brown, 1990]. По Жане, наблюдается, когда человек не справляется с ситуацией, не может предпринять необходимое действие по отношению к угрозе. “Предпосылки к эмоциональным формам реагирования находятся скорее не в ситуации, но в самом человеке, в его поведении, реакции на ситуацию” [Janet, 1928, 475]. Еще Шарко в лекциях 1884-1885 показывал влияние эмоционально насыщенных событий на генезис истерической симптоматики. Жане рассматривал психологическую несостоятельность, невозможность адекватного действия как главное расстройство при посттравматическом стрессе. Психическая травма воздействует в первую очередь на слабые звенья организма, способствует возникновению новых эмоций, которые, в свою очередь, действуют с еще большей разрушительной силой. DSM-IV (1994) определяет сегодня травматическую память, базируясь на двух критериях (связанном с событием и чувством): через переживание событий, связанных со смертью или угрозой смерти или серьезной травмы, угрозой физической целостности Я и других, а также сильные чувства страха, беспомощности, ужаса; а также описывая характер травматических воспоминаний как переживающиеся человеком снова и снова [Kolk et al., 2001]. Жане же делал акцент на собственную реакцию человека на ситуацию, действие в ней, что, возможно, лучше описывает этиологию травматического переживания и воспоминания и активно разрабатывается в возникающих сегодня терапевтических направлениях [Ogden P, Minton K., 2000]. Жане различал память и мнестическую фиксацию. Вопрос об особом характере травматических воспоминаний исследуется сегодня и практическими, и лабораторными психологами [Kolk et al., 2001; Brewin, 2001; Sivers, Schooler, Freyd, 2002]. В начало Чувства как вторичные действия. Обратим внимание на этимологию самого понятия эмоции: слово emotion происходит от exmovere, что имело на вульгарной латыни значение движения, перемещения. Во французском трансформировалось в emouvoir, а англичане в свою очередь заимствовали производное от него существительное emotion, которое первоначально использовалось в его первоочередном значении «двигать, возбуждать» и распространялось в метафорическом понимании также на политические волнения и беспорядки. И только в конце 17 века оно начало использоваться в значении сильного чувства. [Ayto, 200] В начало Фабуляция (fabulation) – стадия развития памяти, в которой повествование часто принимает форму путешествия. Характеризуется единством эмоционального переживания, разграничением временного до и после, сложностью и стройностью повествования. Апеллирует в основном не к действиям, но переживанием, воссоздавая у отсутствовавших во время события ощущения, испытывавшиеся участниками. Может прибегать к созданию события, домысливанию ради достижения данного эффекта. В начало Фиксированная идея (idee fixe) – спонтанно развивающиеся идеи, состояния, которые постепенно завладевают сознанием человека, комплекс, состоящий из зрительного, слухового и других компонентов. Обычно развиваются в результате несчастных случаев, таких как травматический опыт. Жане проводил различие между первичными и вторичными фиксированными идеями. Первичная фиксированная идея представляет собой систему образов (зрительных, слуховых, кинестетических и т.д.) определенного травматического события, соответствующие эмоции и поведение. Вторичные фиксированные идеи появляются после исчезновения первичных, в ходе терапевтической работы. К ним относятся идеи, возникающие по аналогии с первичной, фиксированные идеи более раннего происхождения, находившиеся в латентном состоянии, побочные, случайные фиксированные идеи, появляющиеся в результате тех или иных повседневных событий в настоящем (легко исчезают при скорой терапевтической помощи). В следствие повышенной чувствительности, склонности к образованию фиксированных идей и недостатка интегративной функции, Жане неоднократно подчеркивал, что ликвидация фиксированной идеей является лишь началом терапевтического процесса. В начало Функция реальности – термин Жане, родственный понятию внимания к реальности А. Бергсона. Функция реальности в «Неврозах» венчала иерархическую лестницу форм психического, да и в поздних работах Жане разрабатывал иерархические модели, где функция реальности была основанием классификации. Жане называл функцию реальности «скорее и чаще всего исчезающей» при трудностях психического, необходимой для «восприятия вещей с достоверностью их существования» [Жане, 1911, с. 289]. В «Memories which are too real» (1925) Жане приводил иерархию в системе чувства реальности: 1) настоящая (время) реальность (относится как к материальным, так и психическим образованиям и событиям), 2) ближайшее будущее; 3) недавнее прошлое (с ним связывала аффективная память, радостные и неприятные воспоминания, иллюзии, обманы, сожаления); 4) идеал (мы не считаем его реальным, но стремимся сделать его таковым); 5) дальнее будущее (которое мы надеемся увидеть свершавшимся, но оно слишком удаленно, чтобы особенно нас интересовать); 6) мертвое, или отдаленное прошлое (практически лишено эмоциональной составляющей, но мы поддерживаем его реальность, как свершившегося во времени); 7) воображаемая нереальность (в отношении которой мы принимаем меры предосторожности в отрицании ее реальности. Сон, узнанный как таковой, является одним из ее примеров); 8) идея (вербальная форма, чья реальность ни доказана, ни опровергнута); 9) мысль (вербальная форма, в отношении которой мы даже не задаемся вопросом о реальности или нереальности). А в 1932 в “Force et faibless psychologique” Жане выделял 13 уровней реальности: 1) неясные, спутанные мысли. 2) идеи, 3) воображение, 4) воспоминания о том, что было, 5) отдаленное будущее, регулирующее наше поведение, 6) направляющий нас идеал, 7) недавнее прошлое, которое существует еще как настоящее и содержит ощущения настоящего; 8) скорое будущее, регулирующее (емое) акты ожидания и подготовки; 9) осознаваемая психическая реальность; 10) настоящие действия; 11) актуальные события – более сложные конструкции настоящего; 12) духовная и социальная реальность, вбирающая все, что мы приписываем другим; 13) реальность объектов, существования внешних тел, связанных с нашим духом актом восприятия реальности. В начало «Я» – группа связанных образов может дать начало особому суждению, в котором сознается и констатируется единство об¬разов; тогда сменяющие друг друга формы памяти обусловливают возникновение различных сменяющихся личностей [Жане, 1913, с. 131]. В начало |